kcooss (kcooss) wrote,
kcooss
kcooss

Category:

Ракетный двигатель РД-180 больше не продаётся


На протяжении множества последних лет одним из основных козырей РФ в конфликтах с США были поставки российских двигателей РД-180 для американских ракет. Каждый раз, когда американцы вводили какие-нибудь очередные санкции, то в комментариях к новостям про это налетали ватники с призывами «а давайте мы в ответ перестанем им поставлять двигатели РД-180, и тогда они не смогут в космос летать».

Это искажённый взгляд на вещи. Разъяснение ситуации было дано ещё во времена крымнаша в статье «О патриотизме и реализме» известного популяризатора космонавтики В.Егорова. Если кратко: в США используются 5 типов ракет, из них российские двигатели используются только на двух из них. И даже на эти ракеты американцы покупают двигатели у России не потому, что сами не способны их произвести, а потому, что покупать их в России им обходится дешевле, чем произвести у себя. Если российские власти прекратят в США поставки РД-180 - то Илон Маск будет очень рад, лишившись конкурентов, а химкинское НПО «Энергомаш» загнётся, лишившись единственного источника заказов, а Роскосмос лишится значительной части своих доходов (каковых и так уже в значительной степени лишился, утратив статус главного мирового космического извозчика).

И вот несколько дней назад поступила такая новость:
«Blue Origin Джеффа Безоса будет делать двигатели для ракет Vulcan. Российские РД-180 больше не нужны
Blue Origin, аэрокосмическая компания, созданная основателем Amazon.com Джеффом Безосом, выиграла контракт на поставку двигателей для массивной ракеты Vulcan, которую делает United Launch Alliance. Хотя Blue Origin рассматривали наиболее подходящим кандидатом на этот контракт в течение месяцев, эта победа стала важной вехой для аэрокосмической компании в Сиэтле, потому что позволит ей стать существенным игроком на рынке прибыльных контрактов с американскими военными подрядчиками.
Выбор двигателя BE-4, который собирает в Америке Blue Origin, для нового поколения тяжеловеса Vulcan избавляет США от зависимости от российского двигателя РД-180 и укрепляет безопасность национальных миссий. В настоящее время этот двигатель обеспечивает основную мощность для старой рабочей лошадки ULA Atlas-V, на замену которой придет Vulcan».

Событие, конечно, более чем ожидаемое. Ельцинско-путинская Россия за 25 лет своего существования в течение длительного времени удерживало лидерство в некоторых областях мирового рынка высокотехнологичной продукции за счёт эксплуатации передовых наработок советского времени. Но за прошедшее время в западных странах научно-технический прогресс развивался, а в ельцинско-путинской России оказались не способны создать что-то принципиально нового по сравнению с советскими временами. И в результате начали проигрывать конкурентную борьбу: сначала утратили статус главных космических извозчиков, затем на мировом рынке оказались не нужны двигатели РД-180, далее везде.

Вывод из этой истории традиционный - систему менять надо.

Возникает ещё и более приземлённый вопрос - а что теперь будет делать химкинское НПО «Энергомаш», для которого продажа РД-180 была основным и чуть ли не единственным источником дохода? Просто взять и уничтожить предприятие по образцу завода им. Хруничева никто не даст - судя по результатам последних выборов, Химки и так уже на грани социального взрыва. Единственно разумный вариант - не свёртывание, а расширение производства как на этом, так и на других предприятиях космической отрасли. За счёт принятия новой космической программы, предусматривающей добычу лунного гелия-3 для термоядерной энергетики, создание для этого космического флота ракет ядерными двигателями на сверхтяжёлых элементах, далее колонизация Луны, терраформирование Марса, далее везде.

Понятно, что и для этого систему менять надо.
Tags: США, Химки, космос
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments