
Наш комментарий: с одной стороны, следует успокоить наших читателей: опубликованная ниже бредятина - это пока ещё не реальные законодательные инициативы или нормативные акты, а просто некие пожелания особо неадекватных представителей "православной общественности" (хотя среди "православной общественности" редко когда встретишь адекватных) на прошедших в Госдуре слушаниях по "духовно-нравственному воспитанию"
Но, с другой стороны, то, что подобные идейки открыто высказывают с самых высоких трибун и к ним не приехала скорая психиатрическая помощь - это тревожный знак...
На днях Комитет Госдумы по образованию и РПЦ предложили существенно расширить школьный курс по основам религиозной культуры.
- Изучение очень многих вопросов, связанных с основами религиозной культуры, в школе просто необходимо! - уверен председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. - Мы знаем также опыт тех регионов, где основы светской этики и религиозной культуры преподаются не только в 4-м классе, но и в других классах. Результат - там заметно меньше преступность, заметно меньше наркомания.
Соответствующий проект с рекомендациями чиновников и представителей церкви уже отправился в Минобрнауки. «Комсомолка» разбиралась, какие изменения он нам готовит.
ПРАВОСЛАВНУЮ КУЛЬТУРУ БУДУТ ИЗУЧАТЬ НАРАВНЕ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ
Пока предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучают лишь в последнем классе младшей школы. По задумке депутатов, этот курс должен вырасти в несколько раз:
- Курс по основам религии занимает один урок в неделю и только в четвертых классах, - приводит цифры митрополит Меркурий, председатель синодального отдела религиозного образования РПЦ. - В общей сложности это 34 учебных часа. Неадекватность временных затрат и воспитательных задач очевидна! Настало время переходить к адекватному формату преподавания религиозных культур - со второго по десятый класс.
Подобная программа была разработана еще в 2012 году. Вот только экспертизу Российской академии образования она не прошла, ее отправили на доработку. Но даже если бы и прошла - откуда взять столько компетентных учителей-религиоведов?
- Недавно мы проводили добровольное тестирование педагогов, и оно показало, что не все учителя хорошо знакомы с содержанием этого курса, - рассказывает Светлана Ермакова, начальник отдела поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки. - Причем худшие результаты были по модулю «Основы православной культуры». Поэтому вопрос о введении обязательного изучения традиционных религий со второго по десятый класс нуждается в серьезной проработке и обсуждении.
Если это предложение будет принято, основы религии станут вторым по длительности школьным предметом после русского языка. Где найти в расписании место под него - та еще задачка. Сейчас учебный день школьников расписан под завязку, и, чтобы включить в программу что-то новое, из нее надо что-либо убрать. Например, ради часа астрономии в неделю школьникам пришлось пожертвовать вторым иностранным языком.
ПЛЮС ИЛИ КРЕСТ?
Другое предложение депутатов и РПЦ - создать экспертный совет при Минобрнауки по духовно-нравственному воспитанию. Этот совет проверит государственные стандарты, школьные программы и учебники по всем предметам на соответствие нравственно-этическим нормам. Надо понимать, что и учебники по математике, физике и химии тоже.
- Особое внимание формированию духовно-нравственных качеств личности необходимо уделять при обучении школьников русскому языку и литературе, - подчеркивают чиновники.
Сейчас учебники и программы проходят три экспертизы - научную в Российской академии наук, педагогическую в Российской академии образования и общественную, которую проводят эксперты из числа родителей и преподавателей. А новое поколение учебников по истории России вдобавок к этому вычитали еще и представители разных конфессий.
Еще одно нововведение - это единые стандарты духовно-нравственного воспитания. Если проект будет принят, то отвечать за духовность и нравственность детей будут не только их родители, но и директора школ, и даже местные чиновники. Правда, какое наказание будет за нарушение стандартов, пока не прописано.
- Сейчас духовно-нравственное воспитание в школах ведут то психологи, то учителя истории, - говорит Борис Чернышов, зампред Комитета Госдумы по образованию и науке. - Но у них нет ни нужных знаний, ни достаточной квалификации. Если на учителей еще и ответственность за это повесить вдобавок к проверке тетрадей и ведению журнала, то никто учителями работать не пойдет! Поэтому ответственность должна лежать на региональных органах управления образованием, чтобы они устанавливали соответствующие стандарты, занимались подготовкой учителей и нужной инфраструктуры.
ЦИФРЫ
37% четвероклассников выбрали в нынешнем учебном году основы православия в курсе «Основы религий и светской этики». Это почти на 32 400 учеников больше, чем в прошлом учебном году.
70 000 новых педагогов приступили к преподаванию курса прошлой осенью. 95% из них прошли курс повышения квалификации.
СКАЗАНО
«У нас полностью отсутствуют стандарты воспитания и нравственности! Есть некие общие правила, которые необходимо применять к воспитанию детей - хоть в Чувашии, хоть в Петербурге, хоть в Москве. Ребенок должен находиться на попечении родителей и общества. А поскольку родители не всегда могут адекватно воспитывать, то общество обязано родителям, с их согласия, в этом деле помогать».
(Виталий МИЛОНОВ, депутат Госдумы, - «Радио «КП».)
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Олег СМОЛИН, депутат Госдумы, зампред Комитета Госдумы по образованию, - в эфире Радио «КП» (97,2 FM):
Я - сторонник светского образования
- Пока подготовлен лишь проект рекомендаций. Он еще не прошел финальное обсуждение в Госдуме. Возможно, какие-то предложения отпадут.
Духовно-нравственное воспитание нам действительно очень нужно. Доказательства - это данные МВД: 8 миллионов людей, употребляющих наркотики, и от 150 до 450 тысяч несовершеннолетних проституток. Но нравственное воспитание не тождественно религиозному. Это все, что развивает человеческое в человеке. И есть статистика: среди детей, которые посещают школы искусств, практически нет малолетних преступников.
Я сомневаюсь, что нам надо расширять религиозное образование в школе. Я - сторонник светского образования в государственных муниципальных школах. Конечно, за полгода изучить основы четырех культур невозможно. Курсы религиозного воспитания можно расширять, но лишь на факультативной основе. Иначе, если православные дети будут 9 лет изучать основы православия, а мусульмане - основы мусульманства и все это в одних и тех же школах, мы рискуем получить в школе религиозный конфликт.
Что касается духовно-нравственной экспертизы - учебные пособия у нас и так проходят три экспертизы. И две из них - общественная и педагогическая - как раз и проверяют учебники на соответствие нравственным нормам. Также при Минобрнауки уже существует Общественный совет, и я не знаю, нужно ли создавать еще один для духовно-нравственных вопросов.
МЕЖДУ ТЕМ
Вопрос очень щепетильный
Несмотря на все изменения, депутаты и РПЦ уверяют, что на светский характер школьного образования никто не посягает.
- У нас одно из самых жестких пониманий светскости образования, - уточняет Вячеслав Никонов.
А вот представители других конфессий с этим не согласны.
- Если никто не посягает на светский характер нашего государства, то почему, запрещая ношение в школе хиджабов, как, например, недавно в Мордовии, никто вслед за Европой не запрещает одновременно ношение кипы и нательных крестов? - интересуется первый замглавы Духовного управления мусульман России Дамир Мухаметдинов. - Необходимо понимать всю меру щепетильности этого вопроса! К тому же надо учитывать мнения представителей всех традиционных конфессий России. Очень не хотелось бы, чтобы возник соревновательный момент и разные российские регионы стали бы вводить у себя историю культуры титульного населения.
источник - http://www.kp.ru/daily/26638/3657412/
Journal information