В качестве способа, как решить это противоречие, можно предложить следующее - на законодательном уровне установить, является ли атеизм религией, или не является.
То есть, конечно, мы, атеисты, знаем, что атеизм - это не религия и что принципиальная разница между научным и религиозным мировоззрением заключается в том, что наука ничего не принимает на веру и всё проверяет экспериментально. Даже т.н. аксиомы в математике или законы сохранения в физике, которые ниоткуда не выводятся и как бы принимаются на веру - они подтверждаются всей практикой, и если только обнаружится хотя бы один факт, ставящий ту или иную аксиому под сомнение, как эта аксиома перестаёт быть верной. Как это случилось, например, с пятым постулатом Евклида. Или с законами сохранения энергии и законом сохранения массы, каковые, как выяснилось, не действуют по отдельности, а действует общий закон сохранения массы-энергии. В отношении же религии редко когда бывает, чтобы факт, опровергающий религиозные догмы, воспринимался бы верующими как свидетельство неправильности их религии. Расскажи верующему, например, факт про массовое отравление прихожан «святой водой» или про ненаучность библейских представлений о «сотворении мира за 6 дней» - то он, вместо того чтобы задуматься над правильностью своего мировоззрения, начнёт визжать, что вы оскорбили его религиозные чувства.
Тем не менее, с точки зрения законодательства было бы полезно установить - считать атеизм разновидностью религии или нет. Причём любой из вариантов ответа будет для нас выгоден.
Так, если закон признает, что атеизм является разновидностью религии, то атеисты автоматически попадают под защиту закона о защите религиозных чувств. И тогда, например, если в вашем присутствии какой-нибудь клерикал выскажет что-нибудь непочтительное в отношении дарвиновской теории происхождения человека - как вы хватаете его за ушко и тащите в суд. Так и посеем в обществе уважение к науке.
Или, например, в образовании. Новый закон об образовании, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, критикуют, помимо всего прочего, и за то, что этот закон легализует преподавание религии в учебных заведениях. Конкретно, эта статья выглядит таким образом:
Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).
2. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
3. Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона.
4. Образовательные организации высшего образования, реализующие имеющие государственную аккредитацию основные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки в области теологии, при разработке этих образовательных программ учитывают примерные основные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки в области теологии, прошедшие экспертизу в соответствии с частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона.
5. Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в области теологии преподаются педагогическими работниками из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией.
6. К учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области теологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации.
...
12. Образовательные организации, а также педагогические работники в случае реализации, преподавания ими образовательных программ, предусмотренных частями 1 и 4 настоящей статьи, могут получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях в целях признания уровня деятельности образовательных организаций и педагогических работников отвечающим критериям и требованиям, утвержденным централизованными религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями. Порядок общественной аккредитации и права, предоставляемые аккредитованной образовательной организации и педагогическому работнику, устанавливаются проводящей такую аккредитацию централизованной религиозной организацией. Общественная аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые или иные обязательства со стороны государства».
О как - программа, например, по изучению той или иной мировой религии должна проходить экспертизу и аккредитацию не в институте религиоведения РАН, а в «централизованной религиозной организации».
Но так получается, если атеизм получит равные права с религией, то в этом случае преподавание научного атеизма должно входить в школьный курс ОРКСЭ. Уверен, что в этом случае те, кто не хочет изучать «основы православной культуры», выберут не постные «основы светской этики» (которые сегодня часто выбирают как наименьшее из зол), а здоровый научный атеизм. Программа школьного курса «Научный атеизм» в общем и целом уже готова. И, согласно данному закону, экспертизу и аккредитацию, перед тем, как пойти в школы, эта программа должна будет проходить в Союзе Воинствующих Безбожников (СВБ РФ). В квалификации экспертов СВБ РФ у нас нет оснований сомневаться. Тем более это послужит структурированию атеистического движения в России.
Итак, подведём итог. Для того, чтобы устранить юридические коллизии, возникшие в результате принятия закона «об оскорблении чувств верующих» и статьи 87 закона «Об образовании» - то для этого государство должно определиться, считает ли оно атеизм религией. Любой из этих вариантов для нас, атеистов выгоден. Если атеизм будет признан религией - то это будет научно неправильно, но даст атеистам новые возможности для своей деятельности. Если же атеизм не будет признан религией - то этим самым официально будет признана ущербность религиозного мировоззрения. Типа, что верующие нуждаются в защите своих прав со стороны государства, т.к. являются ущемлённой частью людей, которые не могут защитить свои права сами. Типа, например, инвалидов или разного рода «меньшинств». Если представителям религии хочется быть в роли ущербных меньшинств, то этот вариант для них.
А лучше, чтобы не возникало таких правовых коллизий, вообще отменить и закон «О защите чувств верующих», и статью 87 закона об образовании.
Потому что светского государства пока таки никто не отменял.
Journal information