В цивилизованном мире, как известно, политические партии бывают левые и правые. Левые - это те, кто за прогресс: в экономике - за социально-ориентированную политику, за усиление планирования и государственного регулирования, в политике - за расширение демократических свобод и против национализма и клерикализма, во внешней политике - против империализма. Соответственно, правые - это те, кто за регресс: в экономике - за неолиберализм, приватизацию и рост числа платных услуг, в политике - за пиночетовщину, "защиту традиционных ценностей" и за религиозное мракобесие, в международных делах - за проамериканскую политику.
В России таковые тоже иногда встречаются: последовательные левые - это РОТ-ФРОНТ, последовательные правые - деятели типа Чубайса и Прохорова-Куршевельского с его нацистскими друзьями типа Ройзмана и Милитарева, или вот совсем клинический случай.
Но, однако, это скорее исключения. А большинство политических сил, в первую очередь официально разрешённые, страдают какой-то странной непоследовательностью.
Те, кто выступают выступают типа за патриотизм и социально ориентированную политику (от Зюганова до Путина) - они же одновременно являются горячими поклонниками религиозного мракобесия, за разные прочие реакционные вещи (кому из них что ближе - от возвращения 5-й графы в паспорт до "получайте палкой по башке и стуча копытами двигайтесь в сторону моря").
А те, выступают за "свобода лучше чем несвобода" (от Медведева с его юргенсами-гонтмахерами до всевозможных "яблок" и "несогласных") - они же одновременно являются сторонниками активизации ультралиберальных реформ. Почитайте хотя бы разоблачительные немцовские доклады, которые обязательно заканчиваются требованием "устроить приватизацию по образцу 1990-х годов".
Почему же в России, в отличие от цивилизованного мира, практически не существует нормальных партий? В том смысле, что из всех организаций, именующих себя "партиями" (вне зависимости от наличия регистрации) абсолютное большинство, за очень редкими исключениями, не имеют последовательной идеологии?
Надо понимать, это подтверждает правильность моей старой статьи о том, что сегодня, в отличие от времён столетней давности, главными участниками политики являются не партии, а номенклатурные группы. И, соответственно, подтверждает неправоту товарища, который пытался игнорировать реалии сегодняшнего дня и критиковать этот мой вывод. Да.
Journal information