Очередную «арабскую революцию» ожидали в любой из ближневосточных стран. Но никто не предполагал про Израиль. На этот раз причиной конфликта стали не традиционный для этой страны конфликт между иудеями и палестинцами и не бесчинства очередного диктатора, как в других арабских странах, а именно социальные проблемы, в первую очередь рост цен на продукты, бензин и на жильё. Проблемы, актуальные и для современной России, не так ли? Неудивительно, что освещение израильских событий в российских СМИ значительно более слабое, чем, например, было по отношению к Тунису и Египту, а сейчас продолжается по отношению к Ливии и Сирии.
Появились уже и различные конспирологические версии происходящего в Израиле. Утверждают, например, что началось всё с того, что американский президент Барак Обама в последене время сильно поругался с израильской правящей верхушкой (будто бы из-за того, что поддержал очевидную необходимость возвращения Израиля к границам 1967 года), в ответ на что на что сильное в США израильское лобби стало вести дело к дефолту страны, в ответ на что Обама будто бы и начал провоцировать нынешнюю израильскую «революцию». Неизвестно, каков в этой версии процент достоверности, но понятно, что никакие внешние силы не смогли бы поднять масштабных народных волнений, если бы на то не было серьёзных внутренних причин.
Что касается фактической информации, то наилучшим образом события изложены в репортаже Интернет-ресурса Вести.Ру:
«Сотни тысяч людей вышли на улицы израильских городов. Это одна из крупнейших общенациональных акций протеста населения за всю историю Израиля.
Демонстранты недовольны экономической политикой властей. Они требуют понизить цены, сделать более доступными медицинское обслуживание и образование. И угрожают продолжать выступления, пока не добьются проведения реформ.
Город парализован, десятки центральных улиц перекрыты. Все пространства, куда только можно кинуть взгляд, запружены людьми. Возможно это самая массовая демонстрация за всю историю Израиля. Марши в Иерусалиме, по всей стране, с севера на юг, но самый многолюдный здесь, в Тель-Авиве.
Организаторы митинга обещали вывести на улицу Тель-Авива около 100 тысяч человек, однако только в этом городе в манифестации приняли участие четверть миллиона израильтян. И это заставило всех, кто собрался в эти дни на центральных площадях израильских городов, говорить о новой ближневосточной революции. Правда, на этот раз не политической, а социальной.
Пустые кастрюли, сливные бачки — для членов правительства. Плакаты, способные расстроить премьера Нетаньяху неполиткорректными сравнениями и нелестными эпитетами, и над всем этим — пронзительный рев дудок и несмолкающий гром барабанов.
«Я здесь потому, что здесь вся моя страна, здесь решается ее судьба», — говорит участник акции.
«Все стало неимоверно дорого: учеба, продукты, квартиры. Мы не за левых и не за правых. Не за коммунизм и капитализм. Мы боремся за достойную жизнь наших детей», — объясняют на улицах.
Этот лозунг с требованием справедливости звучит всю минувшую неделю. Его скандировали тысячи матерей, перекрывшие колясками центральный бульвар Ротшильда, выступая против не слишком качественных и безмерно дорогих детских садов, средняя ежемесячная плата за которые начинается в Израиле с тысячи долларов. Этот лозунг повторяли обитатели десятков палаточных городков, появившихся по всей стране, чьи активисты протестуют против фантастически взлетевших цен на жилье, ставшее за последний год недоступным для абсолютного большинства израильских семей.
Выпускники медвузов требуют справедливости, утверждая, что зарплата молодого врача мало отличается от зарплаты неквалифицированного рабочего, и в массовом порядке пишут заявления об уходе из специальности. Таксисты перекрывают улицы из-за цен на бензин, литр которого давно перескочил планку в 2 доллара. Правительство реагировало на протесты вяло, представляя их скорее провокацией новорадикальных популистов, но субботний марш поставил под вопрос само существование кабинета Нетаньяху.
«Это народ должен и будет говорить политикам, как мы должны жить. Не они нам, а мы им будем диктовать правила игры», — убеждены протестующие.
Правила игры неожиданно изменил молодой отец из религиозного предместья Тель-Авива. В начале лета Ицык Алров открыл в Facebook кампанию против необоснованного и резкого подорожания любимого израильтянами творога — котадж. Бойкот магазинов прилавков в одночасье стал массовым, и монополисты уступили, почти в полтора раза снизив стоимость продукта. Это стало сигналом. Получилось с творогом, получится везде.
«Мы только начинаем наше движение, мы будем требовать справедливых цен на жилье, на образование, на лечение», — заявляет Ицык Алров.
Революцию Facebook в Израиле уже сравнивают с египетской. Профессиональные политики проглядели просыпающиеся стихии. Протест, ставший общенациональным, возглавили, организовали социальные сети и студенческая молодежь.
«Мы не хотим мириться с ситуацией, когда все свои деньги наша молодая, работающая семья полностью тратит на съем жилья и еду. Наш социальный лифт остановился, застрял между этажами», — возмущаются израильтяне.
«Творожная» революция в Израиле пока не посягает на политическую систему. Ее молодые и несистемные лидеры требуют социальных реформ, но собранные и консолидированные ими «творожные массы» вполне способны похоронить правую правительственную коалицию Биньямина Нетаньяху».
Израильский русскоязычный сайт CursorInfo в дополнение к этому рассказывает о политике израильского правительства, приведшей к социальному взрыву:
«Нетаниягу … убежден, что единственный способ превратить Израиль в экономическую державу – приватизация. И хотя Нетаниягу в своей политической риторике ориентируется на Черчилля, на практике он является приверженцем методики Рейгана и Тэтчер. Биби искренне верит, что точно так же, как Рейган в свое время усилил американскую экономическую мощь с помощью рыночных механизмов, точно так же, как Тэтчер оживила британскую экономику посредством рынка, он усилит Израиль теми же методами. Приватизация, конкуренция, снятие всех бюрократических препонов на пути экономического развития – лишь это приведет Израиль к процветанию и укреплению его государственной мощи. …
Но в то же время анализ Нетаниягу принципиально ошибочен: Израиль, не только по морально-этическим соображениям, но и по стратегическим причинам, обязан быть социально ориентированным государством, в котором поддерживается относительное равенство между гражданами. Пренебрежение запросами молодых израильтян и представителей среднего класса – не только и не столько проявление социальной несправедливости. Это прежде всего непростительная глупость… Когда фактически страна находится в состоянии войны, невозможно абсолютное и тотальное господство капиталистической стихии, невозможно полное подчинение государственных и общественных интересов безграничной и нерегулируемой стихии рынка…. Эту простейшую истину Нетаниягу отказывается понимать. Его рейганизм-тэтчеризм искромсал израильское общество на куски, создал экономическое процветание ценой социально-общественного разложения. Вместо того, чтобы создать здесь сильную экономику в сочетании с социальной ответственностью,… он создал грабительское государство, обслуживающее интересы поселенцев, ультраортодоксов и олигархов…».
Интересно, что тот же самый Интернет-ресурс, обвиняющий израильские власти в том, что они довели дело до революции, в целом отрицательно относится к перспективам развития революции и обличает «безответственные» «левацкие» СМИ в провоцировании социальных протестов, опубликовав статью под названием «В Израиле больше не существует правдивой журналистики». Основанием для такого сурового обвинения стало то, что некоторые израильские СМИ будто бы завышают количество участников демонстраций аж в целых полтора-два раза (ужас-то какой!), а также, представьте себе, имеют наглость публиковать анонсы намечаемых манифестаций: «в последние недели именно СМИ являются главной организующей и направляющей силой массового протеста. Когда крупнейшие средства массовой информации сами зовут народ на баррикады, у организаторов нет необходимости тратить деньги и публиковать свои призывы в прессе. Я лично знаком с несколькими журналистами, которые в своих статьях призывают публику присоединяться к акциям протеста. Они активно принимают участие в протестной кампании, а затем комментируют ее итоги в СМИ.
Возьмите, к примеру, тех, кто начал эту борьбу. Всем журналистам было изначально известно, что почти все "случайные" организаторы "спонтанного" протеста связаны с леворадикальными группировками. Часть из них анархисты, часть - отказники от призыва в армию, часть выступает против ЦАХАЛа. Я хочу, чтобы меня поняли верно: их стремление участвовать в демонстрациях с целью попытаться добиться отставки правительства – абсолютно легитимно. Но я хочу, чтобы газеты и телеканалы рассказали мне всю правду об организаторах протеста, ничего не скрывая. Даже если это может причинить вред протестной кампании.
Когда состоялась "демонстрация женщин с колясками", всем было известно, что ее участницы активистки ХАДАШ. Означает ли это, что им нельзя проводить свои акции? Разумеется, нет. У них есть полное право ее проводить. Однако нельзя допустить ситуацию, при которой СМИ будут опасаться предать огласке этот факт, так это, по мнению сторонников протеста, может повредить их борьбе….
Что это за средства массовой информации, которые в течение суток используют заголовок "Самая большая манифестация в истории страны" – еще до того, как эта самая манифестация состоялась? Когда я учился журналистике, мне ничего не рассказывали о существовании СМИ, которые за 10 часов до начала демонстрации сообщают, что в полдень на бульваре Ротшильда состоится акция матерей с колясками. Родился новый журналистский жанр в стиле библейских пророчеств. Нам сообщают о том, что еще только должно произойти с целью выманить публику из дома и притащить ее за уши на площадь. Это не достойный социальный протест, а позорный журналистский блеф».
Если это называется «не существует правдивой журналистики», то израильский автор явно никогда не было знаком с правдивой российской журналистикой.
Так и представляю, что у многих российских профессиональных «борцов с сионизмом», в том числе оппозиционно настроенных, призывы учиться у Израиля приведут к когнитивному диссонансу. Но, видимо, придётся. Проблемы, вызвавшие к жизни израильские народные волнения – те же самые, что и в России. Да и в оппозиционных организациях и «правдивых» СМИ, способных обеспечить возможным выступлениям нужное информационное обеспечение, недостатка не наблюдается. Так в чём же проблема?
Journal information