Американский шаттл «Атлантис» закончил свой последний полет в космос и в последний раз приземлился на космодроме на мысе Канаверал. Таким образом, в Америке завершается 30-летняя «эра космических челноков» многоразового использования, передает радио «Свобода».
По существу, человечество так и не решило проблему «космического самолета», и шаттл, и советский «Буран» были «решением наполовину» - в космос челнок доставляется все же сверхмощной ракетой, масса которой значительно больше, чем у собственно космического аппарата. Да и после удачного приземления шаттл требовал по существу капитального ремонта. Так что на самолет действительно совсем не похоже. Не говоря об аварийности - из четырех построенных шаттлов два разбились. Для авиации процент абсолютно недопустимый.
Надо сказать, что к космическому самолету или космоплану были гораздо ближе советские конструкторы с значительно более легким проектом «Стрела», но позже упор был сделан на «Буран» - проект потрясающе инновационный, даже прорывный, но к идее полностью возвращаемого аппарата он был не ближе американского шаттла.
По сути, мы присутствуем при признании 30-летней истории космических челноков тупиковым направлением космонавтики.
Ракетная техника - не тупик, но вчерашний день.
Что же будет выводить человека в космос в 21-м столетии? Пока перспективы не просматриваются. В области космических исследований наметился всемирный застой.
Анатолий Баранов
источник - http://forum-msk.org/material/news/6813765.html
Наш комментарий: химические реактивные двигатели - это вчерашний день. Их хватает максимум на то, чтобы доставить груз на орбиту. На пилотируемый полет к Марсу их уже не хватит (на старт возвращаемого аппарата с Марса их не хватит). Даже на пилотируемый полет к Луне - тоже под большим вопросом (никто, кроме крайне ограниченного круга лиц, не знает однозначного ответа на вопрос - таки были ли американцы Луне)
Решение проблемы - переход к ядерным ракетным двигателям (в каком именно техническом исполнении - тут возможны разные варианты)
Journal information