Не так давно один антисталинист сказал мне фразу, которая меня сначала ошарашила, а потом изрядно позабавила: «Да при вашем Сталине с его коллективизацией умерло 20 миллионов крестьян!»
Он мне показывает данные Госкомстата – сельское население СССР в 1926 году составляло 120,7 млн человек, а в 1939 году – 114,5 млн. человек.
Ну и где же 20 миллионов? Получается 6,2 млн.
«А естественный прирост?!» - переходит он на крик. – «Про него забыли?»
В 1926 году численность населения СССР 147 млн., в 1939 – 170, 6 млн. Коэффициент 1, 16. Значит сельского населения должно было быть 140 млн, а в реальности 114, 5. Это получается даже не 20 млн., а 25,5 млн.!
(Мама, держите меня семеро! Это кто же вас научил так со статистическими данными обращаться?)
Так, и куда же делись все эти люди?
Для антисталинистов все очевидно – ну конечно, умерли от голода в результате коллективизации, как же иначе.
А мы с вами разберемся (и посмеемся).
(Извиняюсь за то, что не буду перегружать текст ссылками, эти данные слишком заурядны и общедоступны, любой желающий может в них убедиться). Итак, структура населения.
Конечно, на циферки рядом никто внимания «не обратил». В 1926 году численность городского населения 26,3 млн человек, а в 1939 – 56, 1 млн. Ну да, зачем они, эти цифры? Мы же только о крестьянах говорим!
Итак:
В конце 1920-х годов в СССР - городского населения (работающих) около 20%, сельского – 80%
На
Так вот куда они делись, эти «умершие крестьяне». Оказывается, они просто переехали в город и устроились на заводы. Вот бы они повеселились, узнай что через 80 лет их будут оплакивать как невинно убиенных «жертв коллективизации».
Читаем:
«Если в конце 1920-х годов в стране ежегодно производилось 72—73 млн. т зерна, более 5 млн. т мяса, свыше 30 млн. т молока, то в конце 30-х — начале 40-х годов — соответственно 75—80, 4—5 и 70 млн. т. Однако в конце 20-х годов эту продукцию производили 50—55 млн. единоличников, а в предвоенные годы — 30—35 млн. колхозников и рабочих совхозов. Повышение производительности труда в деревне обеспечило высвобождение для индустрии, других отраслей народного хозяйства 20 млн. человек». (А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. История России. 1938—2002. М., Аспект Пресс, 2003).
Коллективизация высвободила 20 миллионов человек для промышленности, они же 20 миллионов «замученных» крестьян.
По поводу производства продовольствия есть и другие цифры. Вообще, это интересная тема. Вот, говорят, при НЭПе страна была накормлена, а при Сталине голодала. Но цифры как будто показывают совсем иное. Столько же, если не больше производилось продовольствия, а зерна так и существенно больше. БСЭ дает данные по зерну на
Несколько слов «о рыбке».
Кроме того, надо помнить, что помимо традиционных продуктов питания в 1930-х появились новые. Прежде всего, в годы довоенных пятилеток (1929—40) был создан рыбопромышленный флот, состоявший из специализированных судов, рыболовных траулеров, сейнеров, дрифтеров, рыболовных ботов и тралботов, китобойных и зверобойных судов. Это позволило обеспечить СССР морской рыбой и морепродуктами, прежде незнакомыми большей части населения.
Вот цифры:В
К
В
Таким образом, в 1940 году рыбы производилось почти в полтора раза больше чем в 1913 году, а морской рыбы – в 4,5 раза.
О темпах развития рыбной промышленности говорят факты. Вот по Мурманску:
В течение 1920—1930-х были сформированы основы рыбной промышленности Мурманской области. «Были созданы Мурманский траловый флот (МТФ), ряд рыбодобывающих сельдяных и зверобойных флотов (Мурзверрыбпром), отстроены ММРП, судоремонтные и судостроительные предприятия, введен в эксплуатацию самый крупный в Европе Мурманский рыбный комбинат, организовано бондарное производство — фабрика орудий лова. В последний предвоенный 1940 удельный вес рыбной промышленности в экономике области составил 40%, а в экономике г. Мурманска — 80%. В результате в Заполярье (впервые в мировой практике) была создана рыбная промышленность с круглогодичным функционированием, производившая более 33% рыбной продукции страны. Только МТФ добывал более 200 тыс. т рыбы в год».
http://kolaenc.gov-murman.ru/economic/industry/fish/
Эти наработки потом очень здорово пригодились в годы Великой Отечественной войны. Читаем там же:
«За годы ВОВ на фронт и в тыл было поставлено более 500 тыс. т рыбы, не считая консервов и другой продукции. Мурманский рыбокомбинат в условиях постоянных бомбардировок осуществлял производство и поставку на фронт вяленой, соленой, сушеной рыбы и консервов».
Годы | 1931 | 1932 | 1933 | 1934 |
Всего лососей, тыс. ц | 355,4 | 587,6 | 365,1 | 673,9 |
в т. ч. горбуши | 114,7 | 420,5 | 207,7 | 466,7 |
http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/questhist/istor-77.htm
Всего за три года рост производства в 1,9 раза!
Можно собрать данные и по другим регионам, тоже впечатляют.
Был введен даже «рыбный день» (12 сентября 1932 года постановлением Наркомснаба СССР «О введении рыбного дня на предприятиях общественного питания»), автором которого был А. И. Микоян.
Однако, несмотря на рекламу и пропаганду, граждане покупали рыбу с неохотой. На это косвенно указывает то, например, что рыбой приходилось усиленно кормить заключенных. Согласно Приказу НКВД СССР № 00943 от 14.08.
Об этом писал в свое время известнейший советский кулинар В.В Похлебкин, сетуя на то, что неумение работников общепита правильно готовить морскую рыбу вызвало стойкое негативное отношение к ней со стороны советских граждан.
Как бы то ни было, но сама по себе такая неохота и «выкаблучивание» говорят о том, что граждане предвоенного СССР отнюдь не голодали.
А возвращаясь к теме исчезнувших 20 млн крестьян стоит заметить, что подобное передергивание фактов весьма типично для нынешних десталинизаторов. Особенно они стараются в том, чтобы задним числом загнать как можно больше миллионов людей в ГУЛАГ, тут уж «все средства хороши».
Между прочим, показательно, что о миллионах в ГУЛАГе и об ужасных условиях содержания в том же ГУЛАГе, как и о других «ужас-ужасах» сталинского СССР мы почему-то узнаем только из художественных произведений. Между тем они не имеют ровно никакой доказательной ценности. Объективные данные показывают совсем противоположное.
Но конечно, художественное слово оказывает куда более сильное воздействие на сознание, нежели сухие, хотя и объективные, статистические данные, положения приказов и т.д. и т.п.
А с другой стороны, о вампирах ведь тоже много написано книг, и фильмы сняты (не меньше чем об «ужасах сталинизма»), с том числе хорошие, но из этого же не следует, что вампиры существуют на самом деле. Или как вы думаете?
Journal information