Все мы с нетерпением ждём прекращения идиотской собянинской «самоизоляции» со всеми её «прелестями» типа QR-аусвайсов и «масочного режима». Но тут мотивация у всех разная: если большинству нормальных людей это всё просто наконец надоело, то грантоеды ждут получения новых средств к существованию. Платить за призывы к установлению чрезвычайного положения им, судя по всему, перестали, т.к. модные ещё месяц назад явно грантоедские публикации с призывами к введению ЧП сейчас сократились до нуля. Поэтому грантоеды ждут, когда будут сняты запреты на передвижение и на сбор больше трёх, чтобы предаться своему новому развлечению – за деньги спонсоров скакать вокруг «радиоактивной хорды».
Кто не в курсе, напомню, о чём речь. В Москве строится крупная автомагистраль под названием «Юго-восточная хорда». И, надо понимать, у компании, занимающейся её строительством, появились какие-то богатые конкуренты, которые хотят не то просто нагадить конкуренту и сорвать строительство, не то «отжать» в свою пользу этот выгодный контракт. И для этого эти конкуренты наняли различных «оппозиционеров», любящих спекулировать на «экологической» тематике, для раздувания страшилок про то, что будто бы в районе Москворечье-Сабурово в ЮАО как раз на месте строящейся «хорды» типа находится «радиоактивный могильник», и строительство на этом месте будто бы приведёт к «новому Чернобылю» (не передёргиваю, именно такими словами и говорят).
Правда в том, что действительно до 2011 года недалеко от этого места существовало предприятие под нейтральным названием «Московский завод полиметаллов», занимавшееся обогащением урана (в 2011 году всё производство было переведено в Электросталь), и, вероятно, действительно на площадке данного предприятия хранились какие-то отходы производства. Но это, во-первых, достаточно далеко от места строительства, во-вторых, как подсказывает нам капитан Очевидность, подобные хранилища всегда находятся на ограждённых охраняемых территориях, на которые никаких строителей никто не пустит. Наконец, ФГУП «Радон» сообщает, что радиационная обстановка и вообще состояние объекта находится под контролем специалистов и во избежание проблемных ситуация планируется перевоз радиацонно загрязнённого грунта в безопасное место.
Напомним, в прошлом 2019 году любимым развлечением «экологической общественности» было скакание вокруг мусорного полигона в Шиесе в Архангельской области. Но в начале нынешнего года конфликт в Шиесе закончился тем, что в самом буквальном смысле этой фразы пришёл лесник и всех разогнал. Поэтому «экологические» грантоеды переместились скакать вокруг этой самой московской «радиоактивной хорды».
Одна из недавно опубликованных разжигающих панику статей на эту тему была несколько дней назад по ссылке. И это как раз хороший пример, демонстрирующий некомпетентность радофобов.
В этой статье рассказывается триллер о том, как некие блогер Михаил Алексеев и активист Иван Кондратьев подняли пыль с асфальта Каширского шоссе в районе место строительство и обнаружили в этой пыли изотопы «радий-226, торий-232, уран-238».
Вот мне, как выпускнику физического факультета МГУ, аспирантуры физико-химического института и человеку, много лет работавшему в атомной отрасли, просто из любопытства интересно – поделитесь методичкой, каким образом простые блогер и активист в уличной пыли в кустарных условиях мало того что идентифицировали радий-226 и торий-232, но и ещё распознали их на фоне урана-238? Радий и торий в подобных отвалах если теоретически и могут существовать, то в таких ничтожных количествах, что никакой химический анализ не поможет. Помните, что там писал Маяковский про добычу радия: «в грамм добыча – в год труды». А тут, если верить автору статьи, выясняется, мы все ходим по ценнейшим радиевым рудам и до сих пор этого не знали!
Наконец, даже если бы химическим анализом мы бы идентифицировали уран и торий, то узнали бы просто то, что это уран и торий, без уточнения, какие именно это изотопы. Дозиметр, в свою очередь, может зафиксировать альфа-излучение и величину его интенсивности, но ничего не скажет о том, какие именно это изотопы. Идентифицировать изотоп в принципе можно, например, по энергии альфа-частиц (которая своя индивидуальная для каждого отдельного изотопа) или путём масс-спектрометрического анализа. Но всё это делается на сложном оборудовании в специализированных лабораториях, в которые простых «блогера и общественника» никто не пусти. А специалисты, вхожие в эти лаборатории, почему-то паники не проявляют.
И ещё одно свидетельство некомпетентности автора упомянутой радиофобной статьи – это ошибка, стандартная для журналистов, пишущих об атомной отрасли, но не разбирающихся в теме – это что слово «Росатом» написано в кавычках.
Как заслуженный граммар-наци, проведу на эту тему бесплатный урок русского языка: такие слова, как Росатом, Роскосмос, Ростех, Внешэкономбанк или, не к ночи будь помянут, Фонд содействия реформирования ЖКХ – все эти слова пишутся в кавычках только тогда, когда перед ними стоит слово «госкорпорация», например: госкорпорация «Росатом», госкорпорация «Роскосмос», или, не к ночи будь помянута, госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» (само слово «госкорпорация» или фраза «государственная корпорация» пишется с большой буквы, если в официальном документе, и с маленькой буквы, если в обычной публикации). А упоминание названия госкорпорации без упоминания слова «госкорпорация» пишется без кавычек.
Упомянутая ошибка – это, конечно, не настолько тяжкое преступление перед человечеством, как, например, ошибки в написании суффиксов «-тся/-ться», или путаница в словах «неприкасаемый» и «неприкосновенный», или написание бога и президента с большой буквы и т.п. Это говорит всего лишь о том, что разжигатели паники про «радиоактивную хорду» просто не являются специалистами в данном вопросе.
Journal information